Неизвестно, почему мы так любим замечать чужие ошибки. Иногда нам доставляет истинное наслаждение перемывание и обсасывание чужих костей. Мы рыщем в поисках следов преступлений, оставленных нашими домашними.
Мы испытываем какое-то дикое удовольствие от того, что "пилим" окружающих за неправильно сделанное ими движение. В каждом их шаге видим какую-то подоплеку и злой умысел. Мы не умеем прощать и набрасываемся на них, придумывая им новые ошибки.
Как часто мы сами испытываем теплые чувства к человеку, который постоянно нас критикует?
Основная цель критики, если в ней появляется необходимость, - добиться улучшений. Критика должна приводить к добрым чувствам, к желанию сделать что-то лучше. Конструктивная критика не основана на мести. Ее цель - помочь, а не унизить. В противном случае лучше вовсе воздержаться от ее использования.
Наиболее опасна деструктивная критика. Она снижает самооценку, расшатывает уверенность в себе, заставляет человека чувствовать себя некомпетентным и неполноценным. Он начинает злиться, обороняться, упорствовать или пытается устраниться. Появляются всевозможные отрицательные последствия: от личностных проблем до враждебных отношений между людьми.
Если у вас возникло непреодолимое желание кого-то покритиковать - поставьте себя на место критикуемого. Будьте спокойны и терпеливы, ободряйте, оказывайте поддержку, рассуждайте ясно и конструктивно, без злости и раздражения. Старайтесь возвысить человека, а не "порвать" его на части. Вы немедленно заметите разницу в ваших взаимоотношениях.
В пример можно привести исследования изучения симпатий и антипатий людей, которые слышат критику в свой адрес, по отношению к тому, кто критикует. Как оказалось, хуже всего критикуемые относятся к тем, кто сначала хвалит, а потом начинает критиковать! Запомните это, такая последовательность действий приводит к наихудшему результату. Критикуемые более склонны симпатизировать тем, кто только критикует, чем тем, кто сначала хвалит, а потом критикует. Удивительно, не правда ли? Еще больше симпатий вызывает только похвала. Наибольшее число симпатий набрали те критики, которые сначала критикуют, а потом хвалят.
Если вы предполагаете, что в вашей оценке содержатся критические замечания - начинайте с них. А в конце подведите итог, подчеркните ценные качества и дайте общую оценку. И тогда, по всей видимости, вас будут любить и уважать гораздо больше.