Падение уровня знаний и практической подготовки врачей видят и пациенты, и чиновники. Недавно на совещании по модернизации здравоохранения намечены основные параметры стартующей реформы высшего медицинского образования.
Какие доктора нам нужны и как их надо готовить, рассказала замминистра здравоохранения и социального развития Вероника Скворцова.
Многие из направлений нынешней реформы определены ранее Болонской декларацией, подписанной в разные горы ведущими западными странами.
Это признание выпускных квалификаций; развитие академической мобильности; введение системы кредитов; внедрение системы управления качеством образования.
- Опыт реализации всех программ Национального проекта "Здоровье" показал, что самая сложная и большая проблема российского здравоохранения - укрепление кадрового потенциала отрасли, - заявила Скворцова. - Недостаточно изыскать финансовые средства на дополнительное оснащение и капитальный ремонт лечебно-профилактических учреждений, необходимо обеспечить их квалифицированными врачами и средним медицинским персоналом, а также выстроить логистику всего процесса оказания медицинской помощи, преемственно на всех этапах.
На сегодняшний день, говорит Скворцова, у нас на одного врача приходятся всего две медсестры, тогда как мировой опыт показывает, что оптимальное соотношение составляет не менее 3-5 медсестер на 1 врача. Это ограничивает возможности развития таких систем медицинской помощи, как долечивание, патронаж, реабилитация.
К тому же, наблюдается дисбаланс высшего медицинского персонала: если в стационарах переизбыток врачей, то в поликлиниках их, наоборот, не хватает... Кроме того, количество представителей одних врачебных специальностей избыточно, а других - недостаточно.
- Еще одна очень серьезная проблема - дефицит кадров в сельской местности и отдаленных районах страны, - комментирует замминистра. - Молодые врачи не хотят работать в регионах с недостаточно развитой инфраструктурой, низким уровнем социального благополучия.
Нужны продуманная кадровая политика и система мер, которая бы обеспечивала укомплектование лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) как врачами, так и средним медицинским персоналом во всех регионах страны.
Для этого министерство разработало Федеральный регистр медицинских работников, включающий всех сотрудников с высшим и средним специальным медицинским образованием, независимо от статуса ЛПУ, в котором они работают (субъектовое, межрайонное, муниципальное, ведомственное, частное).
Регистр позволит не только анализировать текущую кадровую ситуацию, но и подсказывать пути ее оптимизации, планировать кадровую политику. Необходимость формирования государственного задания для образовательных учреждений требует совершенствования такой формы приема в вузы, как целевой набор.
Вероника Скворцова считает, что по целевому набору будут направляться в медицинские учебные заведения, например, выпускники сельских и районных школ. По окончании училища или вуза они вернутся в родное село или райцентр и будут работать там в медицинских учреждениях. В качестве стимулирования им будет предоставляться жилье, местные власти будут заботиться об условиях их работы и отдыха.
По словам Скворцовой, на всей территории России будут введены единые образовательные стандарты, связанные с профессиональными стандартами оказания медицинской помощи.
- Должны быть выполнены требования к базовой подготовке студентов первых курсов, обеспечивающей не только достаточный "общекультурный" и "общенаучный" уровень любого выпускника вуза, но и более глубокое ознакомление с будущей профессией, - считает Скворцова. - Для этого необходимо сохранять вариативность учебных программ первокурсников, позволяющую молодому человеку окончательно определиться с профессиональным выбором.
С другой стороны, начиная с 3-го курса, вариативность программы обучения студента-медика должна существенно уменьшаться. Наша цель - овладение каждым студентом теми знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему по окончании вуза работать на определенных должностях в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
Как сообщила замминистра, отныне изменится и порядок аккредитации врачей. Вместо сертификата по специальности медики будут получать отдельные дипломы на право применять ту или иную медицинскую манипуляцию или методику. Для этого каждый раз нужно будет сдавать специальный экзамен. Выпускники медвузов обязаны будут иметь не менее 15 таких сертификатов. Кроме того, будет введена система лицензирования, как на Западе.