В силу различных причин - например, бесплодия одного из супругов - у вас не получается завести детей, а брать на воспитание чужого ребенка вы категорически не хотите? Тогда одним из выходов может стать искусственное оплодотворение, которое сейчас все популярнее.
Правда, и на этом пути вас может ожидать множество "подводных камней".
Существует несколько способов искусственного оплодотворения, и каждый из них имеет свои особенности.
1. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)
Оно осуществляется вне организма человека. У женщины берут яйцеклетку, затем в лабораторных условиях оплодотворяют ее сперматозоидами и подсаживают эмбрион в матку.
2. Инъекция сперматозоида в яйцеклетку (ИКСИ)
Обычно она применяется при мужском бесплодии, когда у потенциального отца мало сперматозоидов, они недостаточно активны или нарушен состав спермы. При помощи микрохирургических инструментов сперматозоид вручную помещают в яйцеклетку.
3. Искусственная инсеминация спермой мужа (ИИСМ) или донора (ИИСД)
Этот метод обычно используется, если мужчина бесплоден или у него имеются сексуальные нарушения. Сперму искусственно вводят во влагалище женщины.
Однако не все так просто. Перед процедурой искусственного оплодотворения женщина обязана пройти ряд медицинских тестов, в том числе УЗИ, анализы крови на гормоны, на СПИД, гепатит, сифилис; а мужчине делают спермограмму. На Западе популярны также тесты на генетическую совместимость.
Если проводилось ЭКО, то полученный эмбрион перед переносом в матку тщательно обследуют, чтобы выявить возможные пороки развития - например, гемофилию или болезнь Дауна.
И все же далеко не во всех случаях история заканчивается хорошо. Прежде всего, у искусственного оплодотворения есть свои противопоказания. Так, оно недопустимо, если беременность может угрожать жизни будущей матери, а также при онкологических заболеваниях.
Женщина может оказаться не в состоянии вынашивать плод, и тогда единственная альтернатива - прибегнуть к услугам суррогатной матери, что влечет за собой множество проблем, в том числе психологического и этического плана.
Может быть выявлена генетическая несовместимость партнеров, в результате они не могут воспроизвести полноценное потомство. А ребенка от донора, т.е. "чужого дяди", захочет не всякая семейная пара.
Наконец, искусственное оплодотворение еще не гарантирует стопроцентного результата. При ЭКО эффективность составляет 30-35 процентов, при других формах оплодотворения - чуть больше. Это может зависеть от возраста партнеров, причин бесплодия, а также квалификации врачей и материально-технического оснащения клиники, где проводится процедура.
Случается, что процедуру приходится повторять неоднократно, пока не будет достигнут результат. А это очень недёшево. Вот почему к искусственному оплодотворению прибегают в основном достаточно обеспеченные люди.
Впрочем, отдельные специалисты считают, что через десять лет искусственное оплодотворение станет наиболее распространенным, если не единственным, методом воспроизводства потомства. Это утверждает группа австралийских ученых, опубликовавших результаты своего исследования в журнале Reproductive BioMedicine Online.
Руководитель исследования, австралийский ветеринар Габор Ваджта, пишет, что попытки зачать в пробирке эмбрионы скота оказались в 100 раз эффективнее, чем натуральное воспроизводство. Технологии стремительно развиваются, и такими темпами скоро будет достигнута практически 100-процентная эффективность ЭКО и других способов искусственного зачатия. Более того - со временем не понадобится и матка: детей будут выращивать в специальных инкубаторах под наблюдением компьютера.
Казалось бы, плюсы налицо: люди могут теперь не торопиться рожать (зачатие ребенка в возрасте после 35 лет равняется одному шансу к десяти), а спокойно становиться на ноги, делать карьеру. Кроме того, женщина будет освобождена от нелегкого процесса вынашивания младенца и мучительных родов.
В то же время, изменение механизмов зачатия и родов может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь организм любой женщины сейчас запрограммирован на то, чтобы беременеть, вынашивать ребенка и рожать. А что будет, если эта возможность атрофируется? Как изменится наша физиология, гормональный фон? Не приведет ли это, например, к тотальному бесплодию? На эти вопросы медикам еще предстоит ответить.