И днем, и ночью, и в выходные вас не оставляют тревожные мысли об отчетах, проектах, клиентах, а то и возможном сокращении? Значит вы - типичная жертва "рабочего" стресса! Итогом которого могут стать бессонница, проблемы с сердцем, сосудами, болезни желудка...
О том, как избежать столь незавидной участи, MedPulse.ru рассказала психолог Елена Година.
- Работа - один из самых распространенных стрессовых факторов, - считает специалист. - Мы постоянно опасаемся чего-то не успеть, не суметь, не угодить руководству, лишиться зарплаты или премии, а то и вовсе оказаться уволенными.
От волнения у нас выделяется гормон стресса - адреналин, а это прямой путь к аритмии, гипертонии или даже инфаркту и инсульту.
Кроме того, из-за служебных перепетий мы нерегулярно и неправильно питаемся, много курим, а вечером порой расслабляемся при помощи алкоголя или успокаиваем себя сладостями. К чему это приводит, несложно догадаться.
Перед сном мы перебираем в памяти рабочие проблемы и дела на завтра. Поэтому с трудом засыпаем и не высыпаемся, а наутро встаем с тяжелой головой.
Самое печальное - при работе на износ через какое-то время ухудшается память, снижается трудоспособность, а самое главное - исчезает мотивация. Вы не получаете радости от работы и не понимаете, зачем работаете. Если вы дошли до этой черты, то вам необходимо срочно начать принимать меры против "рабочего" стресса! Вот какие рекомендации дает психолог.
1. Абстрагируйтесь от стрессовой ситуации
Например, представьте себе, что самое страшное, чего вы опасались, уже произошло: вы не успели вовремя подготовить важные документы, упустили выгодного клиента, и теперь вас вызывают на ковер к шефу и увольняют. Представили? Ну, а раз это уже произошло, то чего бояться?
Другой вариант - вообразить себя актером, играющим роль, а ситуацию - спектаклем. Представьте, что все это понарошку, а не на самом деле. Вам станет гораздо проще общаться с начальством, коллегами и клиентами.
2. Научитесь планировать свое время
К стрессам часто приводит неумение распоряжаться своим временем, что вызывает авральные ситуации. Поэтому постарайтесь "сортировать" свои дела на более и менее срочные. Не хватайтесь за все сразу, что-то можно сделать сегодня, что-то - завтра, что-то вообще через неделю. Лучше пользоваться ежедневником, куда можно записывать все дела и встречи.
3. Носите удобную одежду
Слишком тесная юбка или туфли на шпильках могут превратиться в источник длительного дискомфорта, а следовательно, и стресса. Даже если ваша компания практикует дресс-код, всегда можно подобрать комфортные для вас варианты.
4. Голодать на работе не стоит, так же, как и объедаться фаст-фудом или слишком острой и жареной пищей
Ешьте понемногу, но как можно чаще! Но только полезную пищу: молочные продукты, нежирное мясо, бобовые, овсяные и гречневые каши, орехи, ржаной хлеб. Держите под рукой постные галеты, кефир или несладкие йогурты, пакетики быстрорастворимой каши. Обязательно включите в свой рацион сыр: в нем содержатся аминокислоты, улучшающие настроение, а также витамины А, К, D и Е. Не забудьте и о бананах - они содержат витамин В6, обостряющий свойства памяти, а также мескалин, который называют "наркотиком счастья". Да, и не наедайтесь на ночь!
Чтобы избавиться от усталости, кладите в чай дольку лимона и ешьте побольше свежих овощей, особенно капусты. Это насытит организм витаминами В и С.
5. Не сокращайте себе сон
Планируйте дела так, чтобы не приходилось работать до полуночи. Спать нужно не менее 8 часов в сутки. За час до сна попытайтесь расслабиться, выбросить из головы все дела, они могут и подождать до утра.
Возьмите за правило принцип: "Подумаю об этом завтра!"
6. Не пренебрегайте отдыхом!
Старайтесь распределять рабочую нагрузку так, чтобы у вас оставалось время отдохнуть. Хотя бы один день в неделю должен быть полностью свободен от служебных дел. Лучше всего в этот день не сидеть дома, а отправиться куда-нибудь в поездку, на природу. Не стоит отказываться ради карьеры и от отпуска. Подождите, пока пройдет авральный период, и отправляйтесь отдыхать!
Если же на работе постоянные авралы, и она практически не оставляет времени ни для отдыха, ни для еды, ни для сна, ни для личной жизни, задумайтесь: а нужна ли вам вообще такая работа?!
Ирина Шлионская