Все мы хотим, чтобы наши дети были умными, развитыми, эрудированными - ведь это залог будущей успешной карьеры. Однако специалисты считают, что слишком интенсивная умственная деятельность может не лучшим образом сказаться на мозге и привести к патологическим изменениям в психике человека.
Комментарий "MedPulse.ru" дает врач-психиатр Георгий Масурадзе.
- Недавно группа британских и шведских ученых опубликовала в одном научном журнале результаты исследования, показывающего, что школьники, имеющие по всем предметам отличные оценки, почти в четыре раза чаще страдают биполярным аффективным расстройством, или, проще, маниакально-депрессивным психозом, чем их соученики со средней успеваемостью, - рассказывает Масурадзе.
В чем же тут дело?
- Родители часто мечтают, чтобы их ребенок был лучше и умнее других, - поясняет врач. - Поэтому они с раннего детства заставляют своих чад тренировать мозги. Отдают в различные группы раннего развития, в два-три года учат читать, водят в 5-6 кружков... А ведь ребенок порой просто не способен успешно усваивать огромные объемы информации, с которыми ему приходится сталкиваться. Если он оказывается не слишком способен к обучению и остается на нормальном среднем уровне, то все в порядке. А вот если он умудряется все это "переварить", то автоматически попадает в группу риска. Случается, мамаша хвастается, что ее Костик в свои десять лет знает три иностранных языка, читает научные работы, решает математические задачи для первого курса университета, разбирается в программировании... А меж тем Костик - законченный невротик, плохо спит по ночам, не может нормально общаться с людьми...
Людям, которые привыкли все делать на оценку "пять", во всем стремиться к совершенству, приходится по жизни очень тяжело. В школьные или студенческие годы они будут сидеть над книжками до победного конца, стараясь добиться идеальных знаний, тогда как их менее "продвинутые" и честолюбивые товарищи худо-бедно выучат экзаменационные билеты и получат на экзамене заслуженную тройку-четверку, сохранив здоровыми нервы и психику.
Период экзаменов всегда оказывается "горячим" для психиатров. Идет поток пациентов-учащихся с нервными и психическими расстройствами. Типичная ситуация: ученик шел на золотую медаль, но не получил ее, или получил, но это оказалось непосильной нагрузкой для него... Или был в школе круглым отличником, но не поступил в вуз... Результат - огромный стресс и "сдвиг по фазе". Много лет назад был у меня мальчик-медалист, очень умный. Провалился в институт - и крыша поехала, начался бред, галлюцинации... Поставили диагноз шизофрения. Парня пришлось госпитализировать, сейчас он периодически проходит лечение, но нормальным ему уже не стать.
Или вот, девочка ночами не спала, все зубрила, чтобы получить медаль. Получила. Но после этого у нее началась такая депрессия, что она не смогла сдавать экзамены в вуз и вынуждена была регулярно посещать психотерапевта.
- Очень часто человек ломается, если действительность не отвечает их ожиданиям, - рассказывает Георгий Масурадзе. - Скажем, человек прекрасно успевал в школе, с блеском окончил вуз, но не смог применить свои знания в реальной жизни и оказался за бортом, не у дел. Отсюда - депрессии, различные расстройства.
Как же избежать подобной опасности? Врач-психиатр дает следующие рекомендации:
1. Не внушайте ребенку, что он должен быть лучше других, обязательно стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Постарайтесь определить приоритеты - чем он хочет и может заниматься, о какой профессии (одной или нескольких) мечтает. Пусть углубленно занимается предметами, которые требуются для этого, а по остальным достаточно знаний на среднем уровне.
2. Если вы школьник или студент, никогда не зубрите предметы наизусть, кроме тех случаев, когда это необходимо (например, выучить стихи). Для запоминания материала используйте различные мнемотехники, информацию о них легко найти в интернете. Как правило, достаточно два-три раза прочитать материал и понять суть изложенного, чтобы нужные вещи остались в голове.
3. Не стоит не спать в ночь перед экзаменом. От этого голова будет только хуже работать. Лучше повторите материал перед сном и положите учебник или конспект под подушку - реально помогает!
4. Не забывайте отдыхать от умственных перегрузок! Периодически гуляйте, занимайтесь спортом, общайтесь. Книжки никуда не убегут!
Ирина Шлионская