Родители, отправляясь с детьми на дачу, иногда на природе утрачивают бдительность. А зря! К примеру, болезни грязных рук еще никто не отменял. Да и других опасностей вокруг хоть отбавляй.
Любопытные малыши могут пораниться острым секатором или лопатой. Так что не помешает освежить в памяти правила личной безопасности и донести их до ребенка.
Урок 1. Травмоопастные инструменты
В дедушкином сарае спрятались инструменты, а это гораздо интереснее детских игрушек!
Маленькому Кулибину захочется испробовать, как устроена газонокосилка, для чего нужен секатор и как работать "взрослой" лопатой.
Как быть? Замки спасают, но только в том случае, если ребенку нет еще пяти-шести лет. Более старшие дети справляются с этой преградой, в ход идут булавки, веточки, мамины шпильки. Лучше, если дедушка сам покажет ребенку любопытное содержимое сарая, объяснит, как пользоваться им, даст подержать инструменты и обязательно (!) объяснит технику безопасности. Начинать урок можно с четырех-пяти лет.
Урок 2. Проблемы грязных рук
Пускай ваша мама или свекровь сколько угодно твердят об экологически чистых помидорчиках и огурчиках с приусадебного участка, родной теплицы, но нельзя поощрять, чтобы ребенок ел что-то прямо с грядки или куста. Грязные руки вкупе с "кислотными дождями" уже поставили на этой теме крест.
Как быть? Приучайте ребенка мыть фрукты, ягоды и овощи, прежде чем попробовать их. Начинать нужно еще дома, тогда малыш сам объяснит бабушке, почему он несет огурчик к раковине, а не сразу в ротик. По возможности, оборудуйте умывальник прямо в саду, чтобы ребенку не нужно было бегать в дом каждый раз, когда он захочет съесть витаминку. И строго-настрого запретите бабушкам подавать ребенку иной пример.
Урок 3. Собака бывает кусачей
Пускай говорят, что самую большую опасность для человека представляет сам человек, но столкновение с братьями нашими меньшими не всегда сулит доброе. Диковинные животные, незнакомые растения таят в себе угрозу для малыша. Ведь без представителей флоры и фауны не обходится ни одно приусадебное хозяйство.
Яркие окраски колорадского жука манят детей не меньше, чем домашние игрушки - так и хочется поймать, потрогать, спрятать в коробку из-под спичек и кормить травкой. Погладить цепного песика для несмышленыша тоже незадача.
Как быть? Научите ребенка общаться с миром живой природы на расстоянии. Объясните, что прикасаться к растениям, рвать цветы, какими бы красивыми они ни были, нельзя: расскажите, что цветам больно и обидно, когда с ними так поступают.
Придумайте похожие истории о животных, насекомых, птицах, чтобы показать ребенку: с природой нужно обращаться на "вы", тогда она будет добра. С детьми школьного возраста вместе изучайте местную флору и фауну и своим примером показывайте, как нужно относиться к ней.
Не пугайте ребенка словом "ядовитые", "вредные" - это только подогреет интерес к запретному. Лучше расскажите, что хорошего есть в этих жучках и паучках, почему их не нужно обижать и уничтожать.
Урок 4. Издержки лесных прогулок
Присказку "каждая соринка в лесу - витаминка" лучше поскорее забыть. Малышам нравится собирать шишки, веточки, бегать за бабочками и ловить насекомых, заглядывать в гнезда и наблюдать за белками. Но дети до 3-4 лет все еще исследуют мир при помощи губ и языка и тянут в рот "всякую заразу". А дети постарше еще не отличают вредных растений и насекомых от безобидных.
Как быть? Для пятилетних малышей срочно начинайте ликбез по флоре и фауне родных лесов, готовя тем самым к урокам зоологии и ботаники. С детьми помладше быть внимательными и не забывать брать на прогулку упаковку влажных салфеток, чтобы протереть малышу руки.
Урок 5. Прятки без потерь
У детишек пяти-семи лет, как известно, очень популярна игра в прятки, тем более, что в лесу есть, где замаскироваться. Взрослые знают, чем грозит эта забава - дети могут потеряться.
Как быть? Строго очерчивать границы для игры: прячемся от той опушки до тех кустов. При этом вам, взрослому, лучше не принимать участие в игре в качестве ведущего, а наблюдать со стороны, куда спрятались дети, и следить, чтобы они соблюдали границы игрового поля.
А идеально предложить малышам поиграть не в традиционные прятки, а "прятки-максировки". Конкурс на самый лучший маск-наряд: разрешайте обсыпать себя листьями, ветками, валяться на траве, чтобы стать незаметным на фоне леса. Лучше пожертвовать чистой одеждой, чем волноваться за безопасность малыша.
Урок 6. Посторонние люди бывают плохими
Дети до пяти лет еще очень верят всем взрослым без разбора и рискуют попасть в опасную ситуацию. Кем только не представляются взрослые, чтобы привлечь внимание ребенка. Но кикиморы, колдуны и лесные эльфы, увы, оказываются простыми смертными с нездоровой психикой.
Как быть? Развивать чувство самозащиты в ребенке психологи советуют с двух лет. В этом возрасте малыш уже способен понять, что есть добрые и злые люди, и с посторониими лучше не вступать ни в какие разговоры и тем более никуда вместе не уходить.
Не запугивайте малыша страшными историями о бабе Яге, которая ест детей, или Карабасе, похищающем их, так вы только вы травмируете его психику. Спокойно и без живописных примеров устанавливайте правила безопасности, которым малыш должен четко следовать.