Дети, как и взрослые, подвержены стрессам. И, возможно, переносят их гораздо тяжелее, чем мы, так как еще не научились им противостоять. Каковы основные причины и признаки стрессовых состояний у ребенка? И чем могут помочь ему родители?
Об этом "MedPulse.ru" рассказала руководитель детского психологического центра Анна Пономаренко.
"Если говорить обыденным языком, стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка, - говорит психолог. - Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша".
Основной причиной детских стрессов Анна Пономаренко называет любые перемены в привычном течении жизни. Наиболее распространены следующие:
1. Необходимость разлучаться с близкими людьми.
Это происходит, если ребенка отдают в детский сад, отправляют в лагерь или детский санаторий, кладут в больницу, где мама не может все время находиться вместе с ним.
2. Необходимость посетить врача или парикмахера, пройти медицинское обследование или процедуры.
Ребенок часто не понимает, зачем с ним делают те или иные неприятные вещи, зачем нужно общаться с этими чужими людьми. Естественно, это вызывает стрессовое состояние.
3. Развод родителей.
"Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной, - поясняет Анна Пономаренко. - И когда эти половинки разъединяются, раскалываются, он испытывает порой настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой".
4. Различного вида катастрофы, травмы, как физические, так и психологические.
5. Телевизионные передачи.
Они могут произвести на ребенка сильное впечатление. К тому же, дети часто отождествляют факты, показанные по телевидению, с собственной жизнью: "А вдруг этот дядя придет и меня заберет?" Вот вам и стресс...
Увы, нередко родителям просто не приходит в голову, что у малыша стресс. Они принимают признаки стрессового состояния за капризы, недомогания и т.д. Каковы же симптомы детского стресса?
"Для детей в возрасте до двух лет это повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна, - говорит Анна Пономаренко. - Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями. Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом".
Для детей от двух до пяти лет, по словам психолога, характерны: "поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения.
Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. Вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их на руки, обнимать".
Для детей от пяти до десяти лет, говорит Анна Пономаренко, при стрессе характерны "необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.
Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса.
Во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. И, конечно же, ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им".
Ирина Шлионская