Мы постоянно слышим, что родители должны сотрудничать с учителями. Попросите вашего ребенка пройти тест. Его результаты наглядно продемонстрируют положение дел в классе, взаимодействие школьника и педагогов.
Вы поймете, в чем именно нужно поддержать ваше чадо, с какими преподавателями сотрудничать, и кто из учителей - истинный профессионал.
Попросите вашего ребенка ответить на вопросы теста.
На каких предметах бывает так, что учитель(ница)...
1. Старается больше спрашивать, почти не оставляя времени на объяснение (да - 0 баллов, нет - 1 балл).
2. Никогда не спрашивает того, что не объяснил(а) и о чем негде прочитать (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
3. Устанавливает доброжелательные отношения с отстающими учениками (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
4. Всегда поощряет, если задание сделано учеником (ученицей) по-своему, оригинально (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
5. Не спешит уйти после урока, с радостью продолжая отвечать на вопросы, связанные с темой (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
6. На уроке нам интересно и все понятно (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
7. Как правило, ей (ему) самой неинтересно то, что она (он) нам пытается "вложить в голову" (да - 0 баллов, нет - 1 балл).
8. Учитель(ница) любит меня так же, как и всех остальных в классе (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
9. Устанавливает доброжелательные отношения с дисциплинированными учениками (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
10. Порицает и снижает оценку, когда ученики отвечают урок "своими словами" и/или решают задачи не тем способом, который был показан (да - 0 баллов, нет - 1 балл).
11. Оценки ставит по преимуществу справедливо (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
12. Не выдумывает ничего "несуразного", что только мешало бы пониманию предмета (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
13. Обычно он(а) не требует от нас даже того, что положено (да - 0 баллов, нет - 1 балл).
14. Всегда требует, чтобы говорили только то, что он(а) считает правильным (да - 0 баллов, нет - 1 балл).
15. Устанавливает доброжелательные отношения с удовлетворительно успевающими учениками (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
16. Мы вообще не можем понять, чего он(а) от нас хочет; то он(а) прощает большие проступки, то злится по пустякам (то "все можно", то "ничего нельзя") (да - 0 баллов, нет - 1 балл).
17. Он(а) дает нам задания по устаревшим учебникам, которые в то же время незнакомы родителям и вызывают у них раздражение (да - 0 баллов, нет - 1 балл).
19. Он(а) никогда не насмехается и не оскорбляет учеников (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
18. Он(а) часто говорит: "Я вас завтра спрошу, а вы должны ответить вот так... Иначе будет плохо" (да - 0 баллов, нет - 1 балл).
20. Он(а) хорошо знает предмет, но не пытается показать себя все знающим человеком (да - 1 балл, нет - 0 баллов).
Обработка результатов
Подсчитайте результат (отдельно по каждому предмету). Если по какому-то предмету сумма превышает 14 баллов, то это просто замечательно. При наличии нескольких таких предметов можно быть уверенным, что ребенку повезло. И если есть два-три учителя, ведущих предмет на таком уровне, то не советуем переводить ребенка в другую школу или класс.
Имейте в виду, что талантливых учителей в любой школе и при любой системе не более 30 процентов. В существующей на сегодняшний день социально-экономической ситуации именно они вынуждены переходить в частные школы или менять профессию.
Когда "рынок поставит все на свои места", большинству детей будет недоступно обучение в частных учебных заведениях. Увы, но по прогнозам, такова перспектива. Ее, учитывая отток способных педагогов в другие сферы, а также переориентацию абитуриентов на профессии с высоким доходом, можно ожидать в ближайшие 50-70 лет.
Это не значит, что сейчас в частных гимназиях и лицеях сосредоточиваются лучшие педагоги. Просто они вытесняются вместе с финансовым упадком государственной системы образования.
Посмотрите на результаты теста, поговорите еще раз с ребенком, другими детьми в классе, понаблюдайте, поразмышляйте и решите, кого именно надо поддерживать и с кем именно сотрудничать: против своего ребенка или за него, с теми, кто его любит, кто посвятил свою жизнь профессии, которая никогда и не предполагала личного обогащения.