Сегодня в интернете можно отыскать тысячи сайтов, посвященных здоровью. Одни из них находятся при медицинских центрах, другие создают практикующие медики, третьи представляют собой сетевые издания...
Нередко при таких сайтах действуют онлайн-консультации: пациент может задать свой вопрос специалисту и получить ответ. Насколько же это эффективно?
Согласно недавно проведенному крупному интернет-опросу, из посетителей медицинских сайтов большинство - 67 процентов аудитории - ограничиваются чтением уже готовых ответов на вопросы, заданные другими пациентами. И лишь 33 процента самостоятельно задавали вопросы врачам через Сеть. При этом 25 процентов от числа всех респондентов ранее уже обращались со своими проблемами в реальные медицинские учреждения.
Как выяснилось, к онлайн-консультантам чаще всего обращаются люди молодые и среднего возраста, так как у пожилых (которые как раз больше нуждаются в медицинской помощи) попросту нет доступа к интернету или же отсутствуют необходимые для этого навыки.
При этом наиболее распространенными причинами обращения к докторам виртуально являются следующие:
1. Любопытство и желание лучше разобраться в медицинских вопросах.
2. Желание помочь своим близким, которые по той или иной причине сами не могут обратиться за помощью к консультанту.
3. Отсутствие нужных (или хороших) специалистов по месту проживания.
4. Желание удостовериться в правильности поставленного диагноза и назначенного лечения.
5. Пациент не знает, к какому специалисту обратиться со своей проблемой, и обращается за онлайн-консультацей, чтобы его правильно сориентировали.
Кстати, среди любителей обращаться за консультацией онлайн много так называемых "мнительных пациентов", которые убеждены, что реальный врач поставил им неправильный диагноз, назначил неверное лечение.
Даже получив конкретный ответ на вопрос у одного специалиста, они стараются сверить это заключение врача с мнением другого, повторно уточняют информацию, приводя все новые и новые данные анализов и прочих медицинских исследований.
Итак, каковы же основные положительные и отрицательные стороны такого рода консультаций, по мнению опрошенных?
Плюсы:
- Бесплатность
В реальном медицинском учреждении часто приходится платить за прием. Ведь в последнее время люди трудоспособного возраста все больше предпочитают обращаться к услугам платной медицины. Здесь же вы в крайнем случае тратите только за время, проведенное в Сети.
- Анонимность
В поликлинике на вас заводят медицинскую карту с вашим именем и фамилией. И теоретически информация о ваших заболеваниях может куда-нибудь просочиться. При онлайн-консультациях врач в лучшем случае знает только ваше имя.
- Оперативность
Вы можете получить ответ быстро, при этом не нужно записываться на прием, сидеть в очереди и т.д. К тому же, вы читаете ответ в удобное для себя время.
- Высокая эффективность
Как показал опрос, 77 процентов обращавшихся в онлайн-консультацию, своевременно получили или нашли на сайте готовый ответ на свой вопрос. 56 процентов считают, что ответ был вполне четким. 41 процент задававших свои вопросы и 27 процентов читавших готовые ответы воспользовались полученной от консультанта информацией.
Минусы:
- Ответы, полученные от консультантов, как правило, однотипны и недостаточно развернуты. Ведь пациентов много, а врач один.
- Нередко вместо ожидаемого ответа пациент получает предложение явиться на очный прием к специалисту. Если на каком-либо сайте практически все пациенты получают подобные рекомендации, то "консультация" - не более чем вариант рекламы для привлечения клиентов.
- Поставить точный диагноз, имея только виртуальные данные, весьма затруднительно. Врачу необходимо осмотреть больного, знать историю его болезни, получить результаты медицинского обследования и анализов. Ведь заочно специалист вполне может упустить какие-то важные детали. Поэтому назначить лечение таким образом противозаконно. Более эффективными являются консультации с использованием видеосвязи между специалистом и пациентом, однако они еще не получили широкого распространения в Рунете.
Администрация некоторых медицинских порталов сама предупреждает посетителей о том, что онлайн-консультация не может заменить прием у врача и должна рассматриваться только как дополнительное средство диагностики и лечения.
Безусловно, в интернете вы можете получить много полезной информации о своей проблеме (только желательно при этом выбирать надежные крупные порталы, которые дорожат своей репутацией, или же официальные сайты). Многие ресурсы также публикуют статьи, посвященные различным заболеваниям, где подробно описываются причины, симптомы, способы лечения и профилактические меры. Это может оказаться полезным, если вам уже поставили диагноз в поликлинике или стационаре. Ведь при очном приеме у доктора не всегда есть время предоставить вам исчерпывающие сведения о вашей болезни.