В психологическом словаре садизм описывается, как "половое извращение, впервые описанное в романах французского писателя-философа XVIII столетия маркиза де Сада". Причиняя физические мучения другому человеку, садист получает удовлетворение.
Обладая богатым воображением, проповедник абсолютной свободы де Сад вошел в историю психопатологии как родоначальник садизма. На чем зиждется механизм жестокости?
Философские размышления де Сада фактически представляют собой учебное пособие по извращениям. Попробуем понять психологию рождения жестокости у молодого и перспективного человека - Донасьена-Альфонса-Франсуа де Сада.
Что удивительно, этот человек не совершил ни одного убийства в своей жизни. Все описанные им ужасы насилия были всего-навсего игрой его воображения, фантазией.
Маркиз де Сад родился в семье графа и фрейлины принцессы Конде в 1740 году. Он воспитывался слугами и был лишен родительского внимания. По этой причине через некоторое время получил репутацию самого непослушного ребенка.
Будучи взрослым писателем, маркиз напишет о своем детстве такую фразу: "Мне казалось, что все должно было подчиняться мне и моим прихотям!"
Несмотря на плохое поведение в детстве, де Сад не стал трудным подростком. Его главным отличием от остальных детей было, казалось бы, невинное желание кого-нибудь высечь или... чтобы высекли его.
После окончания школы иезуитов де Сад поступил в кавалерийское училище. Позже ему было присвоено звание младшего лейтенанта королевского пехотного полка. Маркиз принимал активное участие в сражениях Семилетней войны и получил сначала звание корнета карабинеров, а потом звание капитана кавалерии Бургонского полка.
Уйдя в отставку Маркиз де Сад, с благословения Людовика XV и королевы, сочетался законным браком с дочерью президента налоговой палаты. Казалось бы, что нужно еще человеку, которому покровительствует королевская семья? Но с этого момента и началась история падения маркиза де Сада.
Как и всякий офицер того времени, маркиз имел огромное количество любовниц и все свободное время проводил в борделях, где за хорошие деньги реализовывал свои тайные садомазохистические фантазии. Подобное поведение было нормальным для молодого аристократа и совершенно не мешало ни его карьере, ни женитьбе.
Помимо распутства маркиз был еще и философом, взгляды которого совпадали с взглядами Кондильяка, Ла Метрии, Гольбаха. Эти философы рассматривали Бога как одно из самых сильных человеческих заблуждений, а маркиз де Сад еще и старался в этом всех убедить.
Маркиз был арестован в первый раз за скандальное поведение в борделе: он потратил целую ночь на то, чтобы переубедить молодую проститутку в правильности своих взглядов на религию. Король продержал де Сада под арестом две недели, после чего ему разрешили вернуться в одно из своих имений в деревне.
Через пять лет маркиз снова привлек внимание к своей персоне. Он заманил в свой дом нищенку, связал и высек ее. После этого скандала, ему пришлось опять возвратиться в деревню.
Спустя еще три года маркиз устроил оргию с развратными действиями, содомом и поркой в Марселе. По поводу этого скандала было открыто полицейское расследование под названием "Марсельское дело". Если верить полицейскому протоколу, то маркиз предавался предосудительным занятиям: угощал девушек возбуждающими конфетами, предлагал им заняться нетрадиционным сексом, активной и пассивной флагелляцией (высечь плеткой).
Маркиз де Сад вовремя успел убежать из Марселя, так как ему был вынесен жесткий приговор: "Отрубить голову, тело сжечь, а прах - развеять по ветру". Теща де Сада, чтобы избежать позора в обществе, добилась разрешения на арест зятя.
Но после четырех месяцев заключения жена устроила ему побег, и маркиз снова оказался на свободе. Он в течение года жил в родовом замке Лакост, соблюдая осторожность, но не переставая предаваться любимому занятию - совращению служанок, пока не разразился новый скандал.
Узнав, что маркиз втянул в свои оргии даже жену - маркизу де Сад, теща добилась нового ареста. На этот раз де Сад провел в тюрьме 13 лет. Это заключение превратило испорченного аристократа в философа и писателя. Он стал автором многих нашумевших произведений: "Диалог священника с умирающим", "Диалог", "120 дней Содома", "Жюстин, или Злоключения добродетели" и других.
Ко времени Французской революции (1789 год) маркизом было написано 15 книг. Философия де Сада стала извращенной версией эволюционной теории Дарвина - он тоже считал, что выживает наиболее приспособленный вид. Революция дала маркизу долгожданную свободу, а он в свою очередь выпустил новый роман "Философия в будуаре".
Современники маркиза не скоро поняли, что писатель не критикует общественные пороки, а даже наоборот создает новые и подробно описывает их. В 1801 году маркиз де Сад был арестован за распространение порнографических произведений и 14 лет провел в психиатрической лечебнице, где в 1814 году в возрасте 74 лет и умер.
Донасьен-Альфонс-Франсуа де Сад оказал своеобразное воздействие на историю развития литературы. До него порнография в художественных произведениях вообще отсутствовала. А в психиатрии и психологии он является ярким примером психопатологической личности с садомазохистскими чертами. К тому же с некоторых пор в сексопатологии агрессивные наклонности, которые относятся к половым перверзиям (извращениям), называются синдромом де Сада.
Илона Милова