?
 
 
 
 
...
 
» Здоровье и профилактика
Один дома, или Детские страхи, фантазии, параллельные миры...
Один дома, или Детские страхи, фантазии, параллельные миры...
Большинство детей боятся оставаться дома без родителей. Когда взрослые уходят, ребенок чувствует себя одиноким и беззащитным.
 
Привычные комнаты, вещи и даже игрушки начинают оживать, становятся вдруг чужими и враждебными. О том, откуда берутся детские страхи, корреспонденту "MedPulse.ru" рассказала практикующий психолог, специалист в области индивидуальной и групповой психотерапии Юлия Белова.

- Некоторые малыши, оставшись дома без мамы даже днем, дрожат от страха и сидят тихонько в кресле, пока она не придет. Других детей пугают портреты.

Например, одна одиннадцатилетняя девочка рассказывала, что она боится плаката с Майклом Джексоном, висящего на внутренней стороне двери ее комнаты. Если мама уходила из дома, а девочка не успевала выйти из этой комнаты, то ей оставалось только сидеть, сжавшись, на диване до прихода матери. Она не смела снять плакат или признаться в своих страхах родителям - ведь это они его повесили.

Ребенок чувствует себя беззащитным, если его, как ему кажется, недостаточно любят, часто порицают и отвергают, оставляют надолго в одиночестве либо со случайными или неприятными людьми, бросают его одного в квартире, где по соседству живут часто скандалящие люди. Даже взрослый человек с неизжитыми детскими страхами иногда больше боится остаться один дома, чем идти по темной улице.

Для ребенка присутствие любящих родителей кажется более прочным укрытием, чем все двери со стальными замками. А всякое ослабление родительского защитного поля, которое должно надежно окутывать ребенка, вызывает в нем тревогу и ощущение того, что надвигающаяся опасность легко прорвет тонкую оболочку физического дома и достигнет его.

Поскольку тема защищенности дома и страшные фантазии актуальны практически для всех детей определенного возраста, они находят свое отражение в детском фольклоре, в традиционных страшных историях, устно передающихся от поколения к поколению.

Ребенок - герой страшной истории - может чувствовать себя защищенным, только если в его доме нет никаких отверстий (даже пятен), которые могли бы "открыться", стать ходом во внешний мир, полный опасностей.

Детям кажется опасным вносить в дом из вне посторонние, чужеродные домашнему миру предметы. Несчастья героев известного сюжета страшилок начинаются тогда, когда один из членов семьи покупает и приносит в дом новую вещь: черные занавески, белое пианино, портрет женщины с красной розой или статуэтку белой балерины. Ночью, когда все заснут, протянется рука балерины и уколет отравленной иглой палец, то же самое захочет сделать женщина с портрета, черные занавески задушат, а из белого пианино вылезет ведьма...

Обычно подобные традиционные страшные истории российские дети рассказывают друг другу в период между 6-7 и 11-12 годами, хотя страхи, метафорически в них отраженные, возникают гораздо раньше. В этих историях продолжает сохраняться ранний детский идеал дома - защиты, крепости - замкнутого со всех сторон пространства без проемов во внешний опасный мир, похожего на мешок или материнскую матку. В рисунках трех-четырехлетлих детей нередко можно встретить такие простейшие изображения дома.

Если сравнивать восприятие границы дома в культурно-психологической традиции детей и в народной культуре взрослых, то можно заметить несомненное сходство в понимании окон и дверей как особо опасных мест связи с внешним миром.

Действительно в народной традиции считалось, что именно на границе двух миров концентрируются инородные человеку, грозные, темные силы. Поэтому традиционная культура уделяла особое внимание магической защите окон и дверей - проемов во внешнее пространство. Роль такой защиты, воплощенной в архитектурных формах, играли, в частности, узоры наличников, львы у ворот...

Но для детского сознания существуют и другие места потенциальных прорывов довольно тонкой защитной оболочки дома в пространство другого мира. Такие экзистенциальные "дыры" для ребенка возникают там, где есть привлекающие его внимание местные нарушения однородности поверхностей: пятна, неожиданные дверцы, которые ребенок воспринимает как скрытые ходы в другие пространства.

Как показывают опросы, чаще всего дети боятся дома стенных шкафов, кладовок, каминов, антресолей, различных дверок в стенах, необычных маленьких окон, картин, пятен и трещин. Устрашают детей и дырки унитаза, а еще больше - дощатых деревенских уборных.

Страх провала в другой мир, который метафорически представлен в страшилках и детских литературных произведениях, имеет под собой реальные основания в психологии детей.

В сознании малыша видимый и спроецированный на него, как на экран, мир психических событий, реальности и фантазии не всегда адекватно накладываются друг на друга. Возрастная причина такой особенности - недостаток психической саморегуляции, несформированность механизмов самосознания, отстранения, позволяющих отличить одно от другого и совладать с ситуацией. Поэтому здравомыслящим земным существом, возвращающим ребенка к реальности, обычно является взрослый.

Одним из способов вывода малыша из фантазий может быть резкое переключение его внимания и фиксирование его на каком-либо конкретном предмете окружающей действительности. Настойчиво попросите ребенка что-то быстро и ответственно делать, привлеките его внимание к собственному телесному "я": "Причешись пожалуйста!"; "У тебя опять развязались шнурки!"; "Иди умойся!"; "Посмотри, как лежит твой воротничок!"

Детские путешествия "в параллельные миры" играют большую роль в жизни человека. Чем сложнее внутренняя жизнь малыша, чем выше его интеллект, тем многочисленнее и шире те грани, которые он открывает для себя как в окружающей среде, так и в своей душе.

Лилиана Локацкая

Источник: medpulse.ru

Опубликовано : 13.11.09 | Просмотров : 1633

Рекомендуем
...
 
 
 
!

 
.
 
...
 


Rambler's Top100
, -, - Medland.ru . Medland.ru
Copyright © 2003 - 2012 « ? »