Большинство детей боятся оставаться дома без родителей. Когда взрослые уходят, ребенок чувствует себя одиноким и беззащитным.
Привычные комнаты, вещи и даже игрушки начинают оживать, становятся вдруг чужими и враждебными. О том, откуда берутся детские страхи, корреспонденту "MedPulse.ru" рассказала практикующий психолог, специалист в области индивидуальной и групповой психотерапии Юлия Белова. - Некоторые малыши, оставшись дома без мамы даже днем, дрожат от страха и сидят тихонько в кресле, пока она не придет. Других детей пугают портреты.
Например, одна одиннадцатилетняя девочка рассказывала, что она боится плаката с Майклом Джексоном, висящего на внутренней стороне двери ее комнаты. Если мама уходила из дома, а девочка не успевала выйти из этой комнаты, то ей оставалось только сидеть, сжавшись, на диване до прихода матери. Она не смела снять плакат или признаться в своих страхах родителям - ведь это они его повесили.
Ребенок чувствует себя беззащитным, если его, как ему кажется, недостаточно любят, часто порицают и отвергают, оставляют надолго в одиночестве либо со случайными или неприятными людьми, бросают его одного в квартире, где по соседству живут часто скандалящие люди. Даже взрослый человек с неизжитыми детскими страхами иногда больше боится остаться один дома, чем идти по темной улице.
Для ребенка присутствие любящих родителей кажется более прочным укрытием, чем все двери со стальными замками. А всякое ослабление родительского защитного поля, которое должно надежно окутывать ребенка, вызывает в нем тревогу и ощущение того, что надвигающаяся опасность легко прорвет тонкую оболочку физического дома и достигнет его.
Поскольку тема защищенности дома и страшные фантазии актуальны практически для всех детей определенного возраста, они находят свое отражение в детском фольклоре, в традиционных страшных историях, устно передающихся от поколения к поколению.
Ребенок - герой страшной истории - может чувствовать себя защищенным, только если в его доме нет никаких отверстий (даже пятен), которые могли бы "открыться", стать ходом во внешний мир, полный опасностей.
Детям кажется опасным вносить в дом из вне посторонние, чужеродные домашнему миру предметы. Несчастья героев известного сюжета страшилок начинаются тогда, когда один из членов семьи покупает и приносит в дом новую вещь: черные занавески, белое пианино, портрет женщины с красной розой или статуэтку белой балерины. Ночью, когда все заснут, протянется рука балерины и уколет отравленной иглой палец, то же самое захочет сделать женщина с портрета, черные занавески задушат, а из белого пианино вылезет ведьма...
Обычно подобные традиционные страшные истории российские дети рассказывают друг другу в период между 6-7 и 11-12 годами, хотя страхи, метафорически в них отраженные, возникают гораздо раньше. В этих историях продолжает сохраняться ранний детский идеал дома - защиты, крепости - замкнутого со всех сторон пространства без проемов во внешний опасный мир, похожего на мешок или материнскую матку. В рисунках трех-четырехлетлих детей нередко можно встретить такие простейшие изображения дома.
Если сравнивать восприятие границы дома в культурно-психологической традиции детей и в народной культуре взрослых, то можно заметить несомненное сходство в понимании окон и дверей как особо опасных мест связи с внешним миром.
Действительно в народной традиции считалось, что именно на границе двух миров концентрируются инородные человеку, грозные, темные силы. Поэтому традиционная культура уделяла особое внимание магической защите окон и дверей - проемов во внешнее пространство. Роль такой защиты, воплощенной в архитектурных формах, играли, в частности, узоры наличников, львы у ворот...
Но для детского сознания существуют и другие места потенциальных прорывов довольно тонкой защитной оболочки дома в пространство другого мира. Такие экзистенциальные "дыры" для ребенка возникают там, где есть привлекающие его внимание местные нарушения однородности поверхностей: пятна, неожиданные дверцы, которые ребенок воспринимает как скрытые ходы в другие пространства.
Как показывают опросы, чаще всего дети боятся дома стенных шкафов, кладовок, каминов, антресолей, различных дверок в стенах, необычных маленьких окон, картин, пятен и трещин. Устрашают детей и дырки унитаза, а еще больше - дощатых деревенских уборных.
Страх провала в другой мир, который метафорически представлен в страшилках и детских литературных произведениях, имеет под собой реальные основания в психологии детей.
В сознании малыша видимый и спроецированный на него, как на экран, мир психических событий, реальности и фантазии не всегда адекватно накладываются друг на друга. Возрастная причина такой особенности - недостаток психической саморегуляции, несформированность механизмов самосознания, отстранения, позволяющих отличить одно от другого и совладать с ситуацией. Поэтому здравомыслящим земным существом, возвращающим ребенка к реальности, обычно является взрослый.
Одним из способов вывода малыша из фантазий может быть резкое переключение его внимания и фиксирование его на каком-либо конкретном предмете окружающей действительности. Настойчиво попросите ребенка что-то быстро и ответственно делать, привлеките его внимание к собственному телесному "я": "Причешись пожалуйста!"; "У тебя опять развязались шнурки!"; "Иди умойся!"; "Посмотри, как лежит твой воротничок!"
Детские путешествия "в параллельные миры" играют большую роль в жизни человека. Чем сложнее внутренняя жизнь малыша, чем выше его интеллект, тем многочисленнее и шире те грани, которые он открывает для себя как в окружающей среде, так и в своей душе.
Лилиана Локацкая