Рисунок на протяжении всего периода взросления ребенка является носителем информации о его внутреннем мире. При этом смысловую нагрузку несут как соотношение размеров и удаленность персонажей друг от друга, так и используемые цвета.
По мнению детских психологов, рисунки служат для выражения значимости, душевной близости изображенных людей, отражают их характеры. Об этом взрослым повествует маленький автор.
Если взрослые будут достаточно внимательны к творчеству своих детей, то смогут узнать много того, чего дети боятся, не могут или не хотят выразить словами. Включенность родителей в жизнь разворачивающихся событий на листах бумаги, наблюдение за изменения цветовой гаммы и в целом интерес к рисункам своих детей могут помочь отыскать то, что прячется в глубине детской души.
Этапы графического познания мира
На примере ранних детских рисунков взрослый может наглядно увидеть, в какой последовательности малыш понимает собственным умом, как устроен мир.
Годовалый ребенок. Как известно, первыми появляются хаотические каракули. Постепенно у него налаживается зрительно-моторная координация, когда глаза привыкают следить за графическими движениями руки. Ребенок с большим удовольствием испещряет листы бумаги "каляками-маляками".
1-2 года. Одно из самых важных психологических открытий, которые делает ребенок, состоит в том, что он может целенаправленно оставлять видимые всем следы своего присутствия в мире. "Каляки-маляки" послушно появляются из-под кончика его карандаша и остаются на листе бумаги. Они свидетельствуют о том, что ребенок освоил пространство листа, отметился, застолбил там свое пребывание.
2-3,5 года. Ребенок делает следующий шаг: он обнаруживает, что лист бумаги имеет края. Если раньше рука с карандашом могла легко выехать за пределы листа, то теперь линии каракулей следуют вдоль краев листа, огибают его углы, стремятся вернуться внутрь листа. То есть ребенок уже учитывает границы ситуации, в которой разворачиваются его действия.
В этот же период в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его "каляки-маляки" могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так для ребенка открывается возможность через линии, точки, пятна обозначать нечто другое. Несовершенство графической формы не мешает сути дела - теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно.
Первые детские изображения хаотически разбросаны по листу бумаги - ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа.
На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать то, что хочет. Вздумалось - нарисовал, вызвал из небытия. Своего рода магический акт. Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как творцу.
А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки персонажа - человек отличается от собаки, собака - от мышки или птички. "У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост".
3,5-4 года. У ребенка начинает формироваться пространственное мышление. Оказывается, на листе можно разместить целый мир, который должен быть определенным образом организован, чтобы поселить туда персонажей.
Под ногами у них обязательна земля (как реализация идеи опоры, на которой все держится), а над головой - небо (как идея верха, крыши надо всем). А между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости - целиком во весь рост и не загораживая друг друга.
Такая композиция называется ленточной и, что интересно, сходна по своим принципам с древнеегипетскими изображениями. Для нас же важно, что такая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат мира. В этом мире главной является вертикаль - разделение листа на верх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства.
4-5 лет. Несколько позже, чем вертикаль, для ребенка начинает становиться значимой горизонтальная ось рисунка, которая все больше связывается с идеей течения времени. У нормально развивающегося ребенка к пяти годам в основном уже складывается трехмерное восприятие мира, что он и стремится отразить в своих рисунках.
Рисуйте всей семьей
Занимайтесь вместе с ребенком творчеством! Хотя и другие методы могут помочь детям выразить себя, рисование, несомненно, является одним из наиболее экономичных, обладая широким спектром выразительных возможностей.
Дети, в зависимости от своего опыта и культурной среды, могут воспринимать родителя либо как человека, обладающего властью, являющегося создателем правил или советчиком, либо как человека, помогающего им доверительно поделиться своими мыслями и чувствами. Хотя, конечно, это две стороны одного и того же человека и две его функции в качестве родителя ребенка.
И процесс совместного рисования помогает ребенку обнаружить у мамы и папы обе стороны. Ведь, если ребенок не слышит ваших слов, почему-то им не верит (особенно в моменты возрастных кризисов), то совместная деятельность поможет вам без слов передать ребенку ваше отношение, вернуть его доверие и по-новому увидеть вас.
Психологи рекомендуют несколько техник, смысл которых в том, что ребенок и родители создают историю, рисуя вместе.
В зависимости от ситуации:
1. Взрослый рисует линию на бумаге, которую ребенок должен затем переработать, превращая во что-нибудь еще. Ребенок потом рисует сам вторую загогулину, которую родитель должен дополнить, чтобы создать образ.
2. Ребенок и родители начинают рисовать одновременно на одном листе бумаги. Задача техники - установление контакта между рисующими. Также целью может быть и проведение диагностики, выяснение причин, которые влияют на трудности взаимодействия в процессе совместного рисования.
Во втором случае во время рисования обязательно присутствие психолога, который будет наблюдать за процессом и даст свои комментарии, и, если возникнет необходимость, предложит способы дальнейшей помощи.
Илона Милова